четверг, 11 сентября 2014 г.

Какие новшества ЕГЭ ожидают выпускников в этом году

Как сообщили в Минобрнауки, к началу нового учебного года в ведомстве официально огласят список изменений, которые ждут систему ЕГЭ в 2015 году. Но на момент подписания номера в печать новостей на эту тему из министерства еще не поступало. «Известия» попросили педагогическое сообщество прокомментировать те возможные ноу-хау предстоящих экзаменов, которые наиболее активно обсуждались минувшим летом.
Напомним, во время поездки в Петропавловск-Камчатский министр образования и науки России Дмитрий Ливанов объявил: тестовая часть единого государственного экзамена по русскому языку в 2015 году будет отменена. «По математике и литературе это уже сделано. В 2015 году мы это сделаем по русскому языку, то есть там не будет заданий с выбором ответа. И в следующем году по остальным предметам также очень серьезно будет сокращено число таких вопросов», — пообещал министр.
По его словам, в настоящее время ведомство ведет планомерную работу по сокращению в ЕГЭ доли тех вопросов, ответы на которые можно угадать. Однако, по мнению Дмитрия Ливанова, этот процесс должен быть постепенным, чтобы школы, учителя и ученики успевали адаптироваться к изменениям. В чем же заключается эта работа?
По правилам игры
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), занимающийся разработкой заданий ЕГЭ, подготовил предложения по разделению экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Идея обсуждалась на совещании по совершенствованию ЕГЭ по математике в 2015 году. «ФИПИ представил участникам совещания свои предложения по новой модели экзамена по математике с разделением на базовый и профильный уровни. Данное предложение было активно поддержано участниками совещания. По их мнению, такое нововведение позволило бы выпускникам, желающим учиться в профильных вузах, в полной мере продемонстрировать необходимый уровень знаний для поступления, остальным участникам — проявить свои знания на широком спектре заданий базового уровня», — указано на сайте Рособрнадзора.
Как пояснила позже вице-премьер Ольга Голодец, шансы на то, что это разделение произойдет уже в 2015 году, имеются. Однако окончательное решение еще не принято.
Не меньше шума наделало и обещание Рособрнадзора вернуть сочинение в качестве экзамена по литературе для старшеклассников общеобразовательных школ, а также ввести устную часть Единого госэкзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам. Об этом журналистам объявил руководитель ведомства Сергей Кравцов. «Сочинение станет допуском к дальнейшей сдаче экзаменов, его планируется писать в декабре, чтобы те, кто не справится с первого раза, имели возможность в течение февраля–апреля его пересдать. Также уже можно говорить уверенно, что в 2015 году будет введена устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. В свое время такой опыт уже был, и он был эффективным», — подчеркнул высокопоставленный чиновник.
Пять тематических направлений, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года, Минобрнауки уже озвучило: «Недаром помнит вся Россия...» (посвящено 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?»
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. В разных часовых поясах они будут отличаться, узнать же их школьники смогут только на экзамене. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.
Лишнего стресса необходимость писать сочинение ученикам не принесет — оцениваться работы будут не по балльной системе, а по принципу «зачет-незачет», поэтому это не повлияет на результат Единого госэкзамена. Правда, Дмитрий Ливанов пояснил: в дальнейшем по решению вуза работа может быть учтена при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ.
О том, что итоговая школьная аттестация проходит в несколько этапов и в некоторых западных странах, «Известиям» напомнила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС). В качестве примера эксперт привела Великобританию, где выпускной экзамен по экономике сдается три дня: ученики пишут тесты, устно отвечают на вопросы и составляют аналитическое эссе.
В банк! Заданий…
Возможно, уже в этом году появится открытый банк заданий ЕГЭ по всем дисциплинам — пока что эта система, и то не в полную силу, работала лишь по одному предмету — математике. Предположительно, работы по обновлению данного ресурса начнутся в октябре 2014 года и продолжатся до марта 2015 года.
«То, что Минобрнауки было вынуждено согласиться на наше предложение выложить в открытый доступ все задания ЕГЭ 2015 года для того, чтобы дать школьникам возможность спокойно подготовиться к экзаменам и снизить коррупционную составляющую экзамена, это большой шаг вперед. Минобрнауки, изначально отказывавшееся от этой идеи, скорректировало свою позицию. И это было очевидной предпосылкой к тому, что Единый госэкзамен может наконец стать более честным и прозрачным», — отметил Владимир Бурматов, депутат Государственной думы РФ.
По мнению парламентария, переходить к открытому банку заданий ЕГЭ нужно уже в 2015 году, поскольку именно в этот период меняется формат контрольно-измерительных материалов (КИМов), модернизируется часть «А» заданий госэкзамена, изменяется баланс между частями экзаменационных материалов. И соответственно нужно дать школьникам возможность заранее попробовать свои силы и оценить способности, чтобы избежать лишних стрессов и не допустить повторения ситуации этого года, когда на фоне всеобщей истерики вокруг ЕГЭ кратно выросло количество самоубийств среди школьников.
«Если чиновники не думают об этом — значит, им просто безразлична судьба детей. Или просто перевешивает коррупционная составляющая этого процесса. Вокруг ЕГЭ сейчас масса «кормушек»: это и сотни мошеннических сайтов, торгующих заданиями ЕГЭ, выкачивающих деньги из школьников и их родителей и зарабатывающих на этом миллионы, и различные «решебники», которые продают издательствам нечистые на руку чиновники Минобрнауки, поставив предварительно на них гриф «одобрено» подведомственной им структуры. Всем этим видам «бизнеса» придет конец ровно в момент создания полноценного открытого банка заданий ЕГЭ. Просто нечего станет продавать «из-под полы» — все будет бесплатно в открытом доступе», — подчеркнул Владимир Бурматов.
С тем, что никакого урона объективность в оценке знаний учеников от внедрения этой задумки в жизнь не понесет, согласны многие эксперты. «Если школьник, готовясь к экзамену, решит 10 тысяч задач по математике — разве это плохо? Таким образом, он точно усвоит пройденный материал», — заметила Татьяна Клячко. По словам эксперта, идея открытого банка заданий появилась не вчера, об этом говорили едва ли не с первых дней внедрения системы ЕГЭ. Но предварительно необходимо было отладить методы контроля за ходом экзамена — с тем чтобы исключить возможность подсказок и списывания.
На второй круг
Скорее всего в 2015 году всем желающим выпускникам будет разрешена досрочная сдача ЕГЭ. Как сообщили в Рособрнадзоре, соответствующие изменения в порядок проведения государственной аттестации уже внесены. Продемонстрировать свои знания заранее будет позволено не только школьникам, но и выпускникам прошлых лет.
Помимо этого будущие абитуриенты получат возможность пересдать любой из учебных предметов в том случае, если при первой попытке получат неудовлетворительный результат. Правда, пользоваться этим правом они смогут не бесконечно — «зайти на второй круг» по каждому предмету будет можно лишь один раз на любом этапе проведения экзаменов. Впервые обучающимся будет предоставлена возможность сдать ЕГЭ по отдельным учебным дисциплинам по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10-го класса.
«Это позитивные нововведения, — констатировала в разговоре с «Известиями» Ирина Абанкина, директор Института развития образования Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики. — Результаты экзаменов школьников не должны зависеть от того, насколько дети перенервничали в ходе их проведения или как в тот момент себя чувствовали. Уверенность в том, что экзамен будет можно в любой момент пересдать, снимет лишний стресс, и школьник сможет продемонстрировать те знания, которые у него действительно есть. Кроме того, если при первой попытке у него действительно обнаружатся какие-то незначительные пробелы, он сможет их оперативно устранить, и это никак не скажется на его дальнейшем образовании».
Тем не менее внедрение подобной практики, по словам эксперта, может повлечь увеличение количества злоупотреблений при сдаче ЕГЭ. И чтобы сделать экзамен честным и прозрачным, понадобится проведение «системной работы». «Центры по сдаче ЕГЭ должны будут работать не 2–3 месяца, как сейчас, а постоянно. Все меры контроля, что предусмотрены во время основного экзамена, должны будут действовать непрерывно. Придется подумать и о том, как пресечь попытки школьников, сдавших ЕГЭ заранее, раскрыть суть заданий тем, кто будет сдавать его позже».
Оценивая возможные изменения в системе ЕГЭ, большинство экспертов сходятся во мнении: все они пойдут Единому госэкзамену на пользу. «Бесспорно, полного совершенства при внедрении настолько нового способа оценки знаний школьников за 5–7 лет достичь нельзя, — считает Александр Рывкин, заслуженный учитель РФ, директор центра образования «Измайлово». — Однако главную задачу решить все же удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе. Дальнейшие совершенствования должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы ученик смог демонстрировать свои знания в максимально спокойной обстановке, при минимальном стрессе».


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/576222#ixzz3D1rUCtui

Комментариев нет:

Отправить комментарий