четверг, 14 мая 2015 г.

Кто он директор современной российской школы

Директор школы – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в российском образовании. Так каким же должен быть директор современной российской школы:  опытным педагогом  или эффективным управленцем?

Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента,  директор современной  школы — это эффективный руководитель, обладающий  такими  качествами как:
  • компетентность;
  • коммуникабельность;
  • внимательное отношение к подчиненным;
  • смелость в принятии решений;
  • способность творчески решать проблемы.
Эффективный директор школы – это:
  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
  • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
  • стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;
  • личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.
Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис  полагает, что навыков и компетенций, которыми  должен владеть современный директор школы, очень много, но самое главное,-  это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.
В последние годы в  российской  школе происходят значительные перемены.  Так,  законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям предоставлена автономия, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также  в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Изменился принцип финансового обеспечения школы – теперь деньги следуют за учеником (подушевое финансирование) в соответствии с государственным (муниципальным)  заданием. Всё, что реализуется сверх этого задания, является платным, а доходы от платных образовательных услуг  школы и расходуются по ее усмотрению.
В результате реструктуризации и оптимизации возникли школы с контингентом более 1000 обучающихся,  школы – комплексы, управлять которыми  гораздо сложнее.
Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием,  учебными пособиями и учебными комплексами.
В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей,  а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.
Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века  двадцатого.
В этих условиях функции и роль директора школы существенно меняются. С одной стороны,  директор школы — это эффективный менеджер, ибо сегодня  директору школы  приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с начальством, и т.д. Навыки управления организацией  с каждым днем становятся все более и более важными,  и педагогикой директору заниматься некогда.
Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле,  крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление — совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.
С другой стороны,  в рамках большой свободы — финансовой и содержательной — директор современной школы,  помимо теории управления,  должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.
Так, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов считает, что  неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».
Подобной  точки зрения придерживается  и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».
На практике же, когда  у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и  эффективным инноватором в плане педтехнологий. И всё же  школа может стать успешной, если  директору удастся найти общий язык с неформальными лидерами, которые всегда имеются в школе, — считает В.Болотов.
По мнению   ректора НИУ ВШЭ  Я.И. Кузьминова  «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».
К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор  сам генератор инноваций. В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции  (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный  патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).
Методик и тренингов  как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по вкусу. Например, методики  Питера Друкера,  который считает,  чтобы стать успешным руководителем, прежде всего,  надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями». Вот несколько его советов:
— Личная эффективность не является врожденным качеством. Но ей можно научиться, развивая и правильно используя свои сильные стороны.
— Все эффективные руководители постоянно контролируют свою деятельность в области управления временем.
— Руководитель, который не задает сам себе вопрос о своем личном вкладе в результат, не вправе требовать того же от своих подчиненных.
— Концентрация преимущественно на слабых местах и недочетах порождает одни проблемы,  в то время как сосредоточение на сильных сторонах подчиненных, партнеров, вышестоящего руководства и своих собственных делает работу команды максимально продуктивной.
— Если и существует какой-нибудь главный секрет эффективности, то это концентрация. Чем сильнее и успешнее человек концентрирует свое время, усилия и ресурсы, тем больше разнообразных задач он сможет решить.
-Эффективный руководитель — это лидер, принимающий эффективные решения.
— Коллектив подчиняется принятому решению тем охотнее, чем лучше оно будет разъяснено каждому отдельному сотруднику.
-Эффективный руководитель решает проблему только один раз. Но решает таким образом, чтобы в итоге появился четкий сценарий, которому может следовать любой человек, или правило, понятное каждому.
— Эффективность в работе — это не только привычка поступать правильно и целесообразно, но и комплекс определенных практических методик. Следование этим методикам является еще одной правильной привычкой, которую должен обязательно усвоить руководитель.
Справка.
«Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью.
Эффективный руководитель в современном обществе  —  тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.
При подготовке использовались  интернет-ресурсы:  РИА Новости
http://ria.ru/sn_edu/20150227/1049941916.html#ixzz3SvoBjnGY
РИА  Новости
http://ria.ru/education/20150212/1047299050.html#ixzz3RaoLVfPi
http://www.gd.ru/articles/3370-5-metodik-effektivnogo-upravleniya-ot-pitera-drukera
http://www.openclass.ru/node/21461
http://nsportal.ru/konkurs/ya-direktor-shkoly/2013/10/07/sovremennyy-direktor-kto-on
http://www.ug.ru/archive/50426
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/1822-2012-11-12-19-03-26.html
!Читать по теме
Питер Друкер.  Эффективный руководитель
Питер Друкер. Менеджмент. Вызовы XXI века
Питер  Друкер.  Задачи менеджмента в XXI веке
А.Т.Хроленко.  Самоменеджмент

http://eduinspector.ru/2015/05/13/kto-on-direktor-sovremennoj-rossijskoj-shkoly/
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий